Китай занял достаточно твердую и решительную позицию в торговом конфликте с США: повысил пошлины на все товары США до 125% и официально заявил, что станет игнорировать дальнейшие действия американской стороны. На фоне этих событий эксперты предполагают, что Китай и Евросоюз будут вынуждены объединиться в торговой войне против Америки. Об этом говорят, например, намерения Европы снизить ограничения на электромобили из КНР, а также призывы к дружбе от лидера Компартии Си Цзиньпина.
Специалисты убеждены, что масштабное объединение экономик ЕС и Китая и одномоментное снятие всех барьеров маловероятно. Ведь в последнее время страны всё больше становятся конкурентами на рынках автомобилей, промышленного машиностроения, потребительских товаров.
Однако выборочное встраивание европейских производителей в производственные цепочки Китая и частичное открытие рынков для продукции друг друга вполне возможно.
Точки соприкосновения есть. Если экономика Китая будет всё больше переориентироваться на внутреннее потребление, ЕС может расширить доступ к этому рынку сбыта. Европа также заинтересована в доступе к сравнительно дешевой энергии и рабочей силе, которые есть у КНР.
Несмотря на разногласия, общая обеспокоенность действиями США может в ближайшее время способствовать нормализации отношений между Китаем и Евросоюзом.
Потенциально совместная борьба сторон против торговых барьеров США может привести к повышению доверия между сторонами. Тарифы Штатов — одинаковая головная боль как для европейцев, так и для китайцев. Это искусственно создает поле для европейско-китайского сближения.
Вместе с тем в ближайшее время значительного увеличения товарооборота ждать не стоит: если в 2024-м он вырос на 0,4%, то в 2025-м после отмены пошлин может увеличиться на 0,6–0,8%.
Доля суммарного ВВП Китая и ЕС в мировой экономике будет продолжать расти и может увеличиться с нынешних 30% (17% + 13% соответственно) в номинальном выражении до 31–33% в ближайшие годы.
Если говорить о ВВП по паритету покупательной способности (учитывает валютный курс, то есть показательно точно отражает, сколько товаров и услуг производит страна), суммарная доля КНР и Евросоюза может вырасти с текущих 38% (19%+ 19% соответственно) и превысить 40% мировой экономики.